?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ДР Чижа

Вообще-то было вчера, ну да ладно.
По этому поводу - небольшой мемуар.

 



История вышла такая.

Жил я тогда в Омске и валялся в больнице – в какой-то момент все напряги сложились в один и кардиологическое отделение приказало: - Welcome!

Перед этим успел загнать машину в ремонт – тоже своего просила.

Две недели капельниц и постельного режима. Рядом – помирающие по-настоящему. У меня же ничего серьезного не нашли, не смотря на все боли. Врач сказал – переутомление, лежи-отдыхай-прокапайся. Прокапался-провалялся. С отдыхом не получилось – мозг выключить нельзя.


К концу второй недели запросился на волю, лето ломилось в окна и звало на улицу. В пятницу сказали – гуляй, чувак, и больше не попадайся. Ловлю тачку – до авторемонта. Зверюшка тоже застоялась, мы на радостях решили сперва заехать в контору на 10 мин – посмотреть, как там дела в мое отсутствие.

В конторе – все по-прежнему. Уже собрался уходить, в дверях остановил звонок:
- У нас водитель поломался, не мог бы нас с оператором отвезти на вокзал, там Чиж приезжает. – это друзья с ТВ, была такая передача - "Музыкальный насос".


Чиж тогда только начинал раскручиваться и я поначалу даже не понял, что речь идет о группе, песни которой мне нравились – их уже начали крутить по радио, но за суматохой я не запоминал названий.

Приехали на вокзал. Из вагона, среди прочих пассажиров, повываливались лохматые, помятые, заспанные раздолбаи с увесистыми чехлами и футлярами. Директор группы разогнал тусовку журналистов, я даже не стал соваться в эту толпу. В какой-то момент обнаружилось, что в подогнанную устроителями машину влезли не все и этот «не все» в некотором недоумении озирался с гитарным футляром в руке. Сидящие в машине друзья говорят мне – это Чиж. Подхожу, несколько робея, поскольку не понаслышке знаю о запросах гастролеров:

- Сергей, у меня в машине место есть, поехали?

- Да конечно!

- у меня 99-я, не мерс.

- А что – не машина что ли? Главное – едет!

От этого как-то полегчало – по голосу чувствовалось, что абсолютно вменяемый парень, за концертно-гастрольной жизнью видевший, пожалуй, все, и реже всего – Мерседесы.


Самое большое счастье  выпало моим друзьям – они получили возможность взять интервью у Сергея безо всяких конкурентов – эксклюзив, да еще в таком дорожном антураже. И слушая эту беседу Сергей стал мне еще более интересен. Во всяком случае, лохматый рокер оказался откровенно неглуп, очень эрудирован и богат на язык.


Привез их в гостиницу, не ожидая продолжения знакомства, но оказалось, что вечером  у них концерт в клубе, и устроитель – Сергей Попков (позже – директор «Гражданской Обороны») попросил подвезти их и вечером.

Avec plaisir!


Потом были какие-то напряги с гостиницей – и группа оказалась у меня, просто других вариантов не было, да и жил я тогда рядом с ДК, в котором они должны были выступить.


Пока готовили на стол, в какой-то момент послышалось что-то из классики – в дальней комнате стояло пианино. Оказалось, Сергей – разминается перед концертом. Больше было похоже на медитацию – с одного произведения на другую, но – все грамотно, с правильным звукоизвлечением. Я, если честно – очень тогда удивился:

- А какое у тебя образование?

- Вообще-то я консерваторию закончил, дирижер оркестра народных инструментов.

Вот такой ничего себе рокер.

Через пару лет уже почти ночью звонок: - Утром Чиж приезжает, у устроителя неприятности, он их не может встретить, можешь принять их у себя? 

Если честно, я не был уверен, что Чиж меня вспомнит – ведь столько городов, людей, тысячи тех, кто хочет познакомиться. Я даже не обиделся бы, если бы он меня не узнал. Но – переживал напрасно. Едва мы зашли ко мне домой, первый вопрос был: - А где собака? Я же точно помню – в прошлый раз была большая черная собака?

У меня тогда жил здоровенный ньюфаундленд Макси.

Чиж был насмерть простуженный, мы с продюсером – Игорем Березовцом – объездили весь Омск, искали какое-то суперволшебное лекарство. При мне Игорь несколько раз спрашивал:
- Ну как ты? Давай отменим концерт?

Сергей молча качал головой и махал рукой – дескать, все будет ок, отыграем.

Потом был концерт, как всегда - аншлаг.

Долгое – минут 5 – вступление, чувствовалось, что Чиж готовится петь, вот-вот, вроде, вступит – и опять соло. И, все-таки, стал петь – и весь концерт прошел с неописуемым восторгом зала. После концерта – опять молча, время от времени потирая горло.

Через год я оказался в Питере, и мы встретились с Чижом в кафе на углу Невского и Мойки. Трепались о том-сем, но часть беседы  с его разрешения я записал на диктофон – один из омских журналов попросил взять интервью.

В итоге публикация вышла в очень сокращенном виде, здесь – полный вариант.


Чай с Чижом.

 

Редкое везение, когда удается познакомиться с известным артистом. Редкое везение, когда известный артист оказывается интересным человеком. Редкое везение, когда известный артист имеет пару часов свободного времени.

И вот все это везение – в кафе на углу Невского проспекта и Набережной реки Мойки. Обычное кафе, обычный чай, обычный Сергей Чиграков. Он же Чиж.

 

 

- Какая цель того, что ты делаешь на сцене? Всемирная известность?

- Всемирная известность нам не грозит никому, по-моему, в  нашей стране. Всемирную известность имеет Иисус Христос… Все это достаточно относительно. Юрий Гагарин, к примеру, который первым в космос полетел. Или Армстронг, который первым по Луне прошагал – вот это всемирная известность. А все остальное…

- Хорошо, зайдем с другой стороны. Общаясь с артистами, я понял, что успех в этом деле – удел немногих, призрачная и очень относительная величина. У тебя не возникает ощущения, что ты занимаешься ненастоящим делом?

- Ненастоящим?

- Да.

- Нет, у меня такого никогда не возникает.

- А когда у тебя возникло решение – да, это мое, это настоящее?

- Да когда гитару в руки взял, вот тогда и возникло. Естественно, хотелось быть генералом, модным, грубо говоря. И хочется до сих пор.

- А расстояние – между первым аккордом и первым успехом?

- О, это большое расстояние, но даже тогда я не волновался, что это мое или не мое,

- Это твое?

- Да. Я получаю от этого кайф, а раз я получаю от этого кайф - значит это мое.

- На каждом концерте?

- Абсолютно!

- Даже если для того, чтобы дать один концерт, приходится добираться до города по 40 часов? Мне Игорь (На момент интервью директором группы был Игорь Березовец– А.С.)  вчера рассказывал, как вы после Омска добирались до какой-то дыры…

- Ну как дыра… Хабаровск! Дыра… Ну да, высадили нас в пурге… Ну и что?

- Вот эта цыганская жизнь – не ломает?

- Где-то, конечно, обламывает. Но обламывает больше другое. Что в нашей стране приходится тратить гораздо больше времени на дорогу, нежели на концерт. 40 часов? Больше даже, сейчас я тебе скажу сколько… 48? Двое суток добираться, чтобы отыграть два часа – вот это был обломец! Вот если бы наоборот – два часа добираться, а потом работать часа четыре… Вот это был бы кайф!

- Если честно, то прежде чем ехать в дорогу, я долго думаю – а стоит оно того? Вот, к примеру, стоит ехать двое суток ради этих двух часов? Рейс-то не по вашей вине отменили, простите, дескать, ребята, пурга, опять же…

- Люди-то не виноваты. И без того концерт на сутки перенесли, а тут еще и такой облом – мы еще, в конце концов, не приедем.

- К слову, у нас в Омске по тебе не было видно, что ты какое-то удовольствие получил от концерта.

- После концерта – усталость. Сам кайф происходит на концерте, именно во время исполнения, а как только вышел за кулисы – все!

- А из зала выглядит, что вышел на сцену Чиж – самодостаточный и угрюмый – отыграл блюзы, от которых все торчат, да и сам он, по виду, тоже от них торчит, но ему совершенно не интересно то, что творится в зале. Общения с залом, практически, нет.

- Я же не мастер разговорного жанра, чтобы общаться еще и спрашивать  – как вам, ребята, там? Как у вас настроение, опохмелились ли? Я не умею с залом разговаривать, просто не могу. На отдельные выпады какие-то я отвечаю, но это редко происходит, а в основном – зачем? Я  же пришел музыку играть – я ее и играю. Шли ведь не разговоры мои слушать, мне так кажется…

- Но ведь люди идут на концерт не только для того, чтобы слушать, но и для  того, чтобы пообщаться с артистом.

- Общаться… Если я иду на концерт «Роллинг Стоунз», мне абсолютно неинтересно, что мне будут рассказывать, мне интересно, как они играют, а не то, как мне расскажут анекдот. Если я захочу послушать анекдот, я пойду на артиста разговорного жанра.

- Просто из зала выглядит – вы пришли, я вам играю…

- Так оно и есть. Написано же – концерт!

- В самом деле! Ну, не взять тебя ничем, в самом деле – концерт, в самом деле – не артист разговорного жанра… Хорошо, давай о команде поговорим.

- Давай! О команде – давай! О команде – не обо мне! Я о себе не люблю.

- А, кстати, почему?

- Ну не люблю и все! Что, я уж такой интересный человек? Такой же, как и все, такой же как и ты. Так же болею с утра. Хотя… понимаю. Я сам с большим удовольствием читаю всякие интервью. С превеликим, причем, удовольствием. Что человек здесь ответил, что он по этому поводу думает. Но, как правило, я не умею все это правильно, по-умному, подавать то, что я чувствую на самом деле. Это же нужно быть умным человеком, вот как, например…

- А ты что, не умный человек?

- …например, Андрей Макаревич говорит – умно, красиво…

- …у Макаревича – московская самодостаточность…

- а у Гребенщикова какая самодостаточность? Питерская самодостаточность. Очень красиво говорит, витиевато, порой, бывает, и не поймешь…

- Ну, Чиж - тоже какая-то своя самодостаточность.

- Наверное. Но я – как-то так… не люблю я про себя. А про группу-то – пожалуйста!

- Хорошо, давай про группу. Вот группа, которая вокруг тебя – это потому, что им нравится то, что ты делаешь?

- Хочется верить! А иначе – как?

- А то, ЧТО они играют – это потому что ОНИ так играют или ТЫ так хочешь?

- Изначально фишка, естественно, идет от меня, как ни крути. Потому что, когда я пишу вещь, я же слышу в голове, что она из себя должна представлять. И все сводится к аранжировке – вот такой материал и так его надо сыграть, пацаны, такой вот здесь хотелось бы мне увидеть характер. Но! У нас ведь группа такая – достаточно веселая. Никто никому не запрещает участвовать в других проектах. Ради Бога, если тебе мало этой музыки – можешь играть в любом другом коллективе, играть ту музыку, которая тебе ближе. Другое дело, чтобы это не соприкасалось с нашими гастролями, а так – пожалуйста.

- А собрались вы впервые – по профессиональному критерию или это был проект друзей?

- Конечно, профессионально! Когда я приехал в Питер мне были нужны бас-гитарист и барабанщик. Лешу (Алексея Романюка – басиста.А.С.) мы с Игорем нашли сразу, вокруг него не было никаких споров, ничего. Потом мы искали барабанщика, Игорь приводил, а прослушивали мы уже с Лехой – потому что судить-то нам с кем играть. Нашли таким образом Вовку Ханутина. После него мы нашли Мишу (Михаил Владимиров – гитарист.А.С.). Позже появился Женя (Евгений Баринов – перкуссии). Потом Вовка ушел, пришел Игорь Федоров.

- А что вообще можешь сказать о команде?

- Хорошая команда, что говорить. Сейчас у нас проходит этап сыгранности с новым барабанщиком, мы-то вчетвером уже сработались, слава Богу, сколько колбасим вместе – уже лет пять… Другое дело – у нас сейчас нет репетиционной точки, вот проблема.

- ? И как решаете?

- У Мишки Владимирова дома собираемся и репетируем. Барабанщик на коленках стучит.

- ? Правда?

- Абсолютно серьезно! Как в восьмом классе. Одна гитара акустическая, другая – электрическая, чуть ли не в радио включенная… Голос, естественно, живьем, Женька в бубен бьет, его и так хорошо слышно. Так и репетируем.

- А с чего для тебя начался рок-н-ролл? Так, чтобы ты захотел гитару в руки взять?

- Градский.

- Это «Скоморохи» еще?

- Да, Градский и «Скоморохи».

Подходят три школьницы – за автографом. Чиж безотказен и девочки, довольные, вылетают из кафе.

- Кстати, не напрягает?

- А чего тут напряжного? Как это может напрячь? Нормально все.

- А когда ты понял, что твои песни нужны не только тебе?

- Ой, не знаю. Да так, как-то на кухнях, в тусовке, просыпаешься с утра - а вот еще была песня. То, что с вечера недопели. Смотришь – ничего, говорят пацаны, нормально.

- Пацаны пацанами, а широкий пипл?

- А пацаны и есть пипл, пипл из пацанов и состоит. Все равно, по большому счету, на своих все и проверяется.

- Свои – это кто?

- Друзья, жена. Они первый удар и принимают.

- А нет ощущения, что они, воспринимая тебя как уже раскрученного Чижа, мягче относятся?

- Нет.

- Лажают?

- Конечно, вот взять мою супругу. Ее если не проймет… Я же для нее – ну, раскрученный, ну, известный – но я для нее кем был – тем и остался, я для нее в первую очередь муж. Поэтому она без колебаний говорит, если что не так. Нет, говорит, милый, что-то тут не то. Нормально, конечно, но как-то так. В общем - практически никак. Ну да, складненько все, ладненько, но – не цепляет! А вот еще есть у меня из друзей такой человек Дима Дибров, которому все равно – раскрученный человек, нераскрученный человек.

- Это который на НТВ работает?

- Да. Дима – он же парень простой в  этом плане, лебезить не будет. Если не зацепит – так и скажет. Но мы с ним спорим – до одури, до посинения. Но в конечном итоге я, конечно, полагаюсь только на себя. Потому что я сам себе цензор. Просто я знаю, много раз было так, что когда приносишь новую вещь, она воспринимается в штыки. Не потому что она плохая, а потому что она новая и она непривычная. А потом проходит какое-то время,  подходят люди и говорят – да, чувак, это действительно классная песня. Так вот было, к примеру, с песней «Еду, еду…». Было как-то так: ой, ты парень, попсу какую-то написал, нет в ней какого-то нашего, рокерского начала, туда-сюда. Пацаны, говорю, извините, что было на душе – то и написал. Что ж я буду – писать под рокера что ли? Какое есть – такое есть. А потом проходит какое-то время, подходят те же люди и говорят – блин, классная песня, что-то вот я ее сейчас по дороге послушал – так в тему пришлась... Опять, видишь, в струю попадает, ассоциативно. По большому счету я сам себя оцениваю и очень строго, поверь.

- А твой этот самый внутренний цензор за что тебе самую большую медаль отлил? Вот, дескать, заслужил, держи!

- У меня, понимаешь, цензор такой, что он медали-то и не льет, он секет больше. Для меня было очень большой неожиданностью, когда песня «Эта вечная молодость» вдруг получила такую широкую популярность. На КВН-е кто-то на нее другие слова сочинил…

- Греет, кстати?

- Ну да. Но не так, чтобы до потолка подпрыгивать. Конечно, это приятно, естественно. Но не так, чтобы сразу – Ах! – и побежал за бутылкой и пьешь неделю. Так… Я прошел достаточно суровую школу по этому поводу, по поводу стебалова. Еще в группе «Разные люди». Там стебализм поставлен был так, что мама не грусти, особенно по поводу написания новых песен. Не успеешь новую песню написать, как ее тут же обстебывают. Так что мой внутренний цензор медалей мне не льет, он стебается больше, и все злее и злее, все циничнее и циничнее.

 

Время было обеденное, к нам за стол постоянно подсаживались люди – перекусить, выпить чаю. Кто-то узнавал Сергея, кто-то просто не обратил внимания на беседу двух битнического вида парней. Обычное кафе, обычный чай с обычным Чижом.

Обычное дело


специально и только для работников СМИ - (с) со всеми вытекающими:
- перепечатка или цитирование без согласования  с автором запрещена.

Небольшое продолжение здесь.

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 28 уже поумничали — Поумничать )
amedrr
Feb. 7th, 2009 12:13 am (UTC)
Спасибо!

С гр. Разные Люди знаком, про Чижа многое рассказывали в приватном :)
omskvich
Feb. 7th, 2009 12:17 am (UTC)
;) все мы - разные люди и о каждом можно приватно рассказать всякого!
;)
amedrr
Feb. 7th, 2009 12:26 am (UTC)
;););)
no_found
Feb. 7th, 2009 07:03 am (UTC)
Просьба
если это такое обычное дело - может уговоришь Чижа всё-таки в Омск приехать? :)
а то последняя его попытка была лет пять назад - так и не доехал, всю ночь его в Атлантиде ждали.
omskvich
Feb. 7th, 2009 11:25 am (UTC)
Re: Просьба
скорее всего дело не в уговорах, а каких-то других проблемах, возможно - связанных с устроителями концертов, возможно - с самими артистами.
я к устройству концертов остыл еще лет 10 назад, когда организовывал свои акции. очень все это хлопотно, к сожалению.
я вовсе не стремился к знакомству с группой.
но именно возникавшие проблемы с организацией туров удачно приводили их ко мне. т.е., я это к тому, что проблем там очень много.
с самим Сергеем виделся лет 6 назад - я уже работал в Екб, он там был с концертом. так что врядли смогу помочь в этом деле, увы.
oskolki_chesti
Feb. 7th, 2009 07:36 am (UTC)
Спасибо!
omskvich
Feb. 7th, 2009 11:26 am (UTC)
на здоровье! ;)
les_avaleuses
Feb. 7th, 2009 04:46 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересно было прочитать.)
omskvich
Feb. 7th, 2009 05:09 pm (UTC)
;) на здоровье!
завтра небольшое продолжение постараюсь дописать.
cucumber405
Feb. 7th, 2009 11:24 pm (UTC)
про большую черную собаку отдельно пожалуйста....
он того заслуживает, я почти покадрово помню те дни и ночь.
omskvich
Feb. 8th, 2009 09:54 pm (UTC)
Re: про большую черную собаку отдельно пожалуйста....
давно собираюсь и никак не решусь. как-то оно... еще недоулеглось до сих пор. хотя - конечно, надо написать, дня не проходит, чтобы его носатую морду не вспомнить.
panfilova_tata
Apr. 5th, 2009 12:48 pm (UTC)
спасибо )
omskvich
Apr. 5th, 2009 03:42 pm (UTC)
на здоровье!
заходите еще!
;)
panfilova_tata
Apr. 6th, 2009 07:03 pm (UTC)
;)
:)
le_successeur
Oct. 16th, 2009 05:31 pm (UTC)
спасибо :)
omskvich
Apr. 24th, 2010 08:47 pm (UTC)
хоть и с запозданием - на здоровье!
;)
ninnychka
Jun. 11th, 2010 07:06 am (UTC)
Спасибо! приятно, интересно, жизненно!
omskvich
Jun. 11th, 2010 07:24 am (UTC)
Вам спасибо!
;)
alien_igon
Nov. 11th, 2012 09:11 am (UTC)
Вчера был на концерте ребят в "Космонавте". Первую часть концерта пели очень скучно, обыденно, серо. Не знаю какой эпитет подобрать, чтобы описать как они безэмоционально стояли и пели на сцене. И многие вокруг были несколько разочарованы, как показалось. Потом, постепенно все закрутилось, Сергей и ребята начали оживать и даже улыбаться, видимо заведенные очень теплым приемом зала, и возникла эта невидимая, но безусловная связь с ним. И закончился концерт полным единением, мне кажется.
Уже вечером после выступления, прочитал новость про Игоря...
Спасибо ребятам за концерт, а Вам - спасибо за очень интересный рассказ.
omskvich
Nov. 11th, 2012 09:13 am (UTC)
спасибо за добрые слова! а что за новость про Игоря?
alien_igon
Nov. 11th, 2012 09:39 am (UTC)
http://www.chizh.net/news.htm
7 ноября умер Игорь Березовец.
Группа "Чиж и Ко" скорбит и выражает искренние соболезнования родным и близким.
omskvich
Nov. 11th, 2012 09:49 am (UTC)
надо же. непростой был человек, но достойный, всегда приятно было его вспомнить.
alien_igon
Nov. 11th, 2012 10:00 am (UTC)
Разрешите воспользоваться Вашей заметкой (скопировать текст), возможно созрею написать статью у себя в журнале.
Не знаете, отчего так мало новых песен от Сергея в последнее время? Есть надежда?
alien_igon
Nov. 11th, 2012 12:14 pm (UTC)
о ЖЖ речь естественно.

Edited at 2012-11-11 12:15 pm (UTC)
omskvich
Nov. 11th, 2012 01:07 pm (UTC)
да, пожалуйста, можете копировать, с указанием авторства. я вставил кнопку репоста, если Вам так будет удобнее.

по поводу новых песен. Творчество - это состояние не только мозга, но и организма в целом. Поэтому могут быть разные периоды - активности и затухания. Постоянно держаться в нужной для творчества бодрости удается не всем. Примеры на поверхности - Никольский и группа "Воскресенье" ничего лучше (на мой взгляд) того, что они записали в ранний период - так ведь и не спели больше. Тот же Андрей Вадимович Макаревич - насколько хороши были его песни до 90-х, настолько же пресны те, которые после.

По моим наблюдениям Сергей - не только большой умница, но и мудрый, вполне может случиться (я очень надеюсь!), что именно это качество поможет ему написать новые песни, соответствующие возрасту, вместо тех, которые родились в яркий период юношеского драйва и задора.
alien_igon
Nov. 11th, 2012 02:16 pm (UTC)
Да, согласен в Вами, примеров подобных много можно привести. Будем надеяться и ждать.
alien_igon
Nov. 19th, 2012 03:48 pm (UTC)
http://alien-igon.livejournal.com/48249.html
если есть возражения, откорректирую.
omskvich
Nov. 19th, 2012 04:02 pm (UTC)
Все отл, спасибо!
;)
( 28 уже поумничали — Поумничать )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

free counters

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow