?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В жизни иногда такое случается - ни в каком кино не поверишь, никакого голливуда не хватит такое придумать.

Вот эти картины я помню с детства - в журналах "Юность", "Техника молодежи", в иллюстрациях к сборникам фантастических рассказов. В них - и дух эпохи, и дух молодости, и наше, жившее в нас тогда, ощущение будущего. Точная техника, безупречные линии, все такое в движении, радостное, держащее взгляд.

gVa0vQHzAJ4

А тут по наводке stroke_edge выясняю вот что.

Геннадий Григорьевич Голобоков родился в 1935 году в селе Малая Быковка Балаковского района. С детства увлекался астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке, гармошке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок. Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз - полная неподвижность. Поначалу это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. А юноше всего 16 лет.

_S73sSlg43A

Говорят, он не лишен способностей. Значит надо учиться. Упорно. Долго. Методично. Мускулы скорее крепнут у того, кто плывет против течения. Он яростно тренировал и мускулы души. А поводов для отчаяния у него было больше, чем надо. При поступлении в Московский заочный университет искусств из приемной комиссии ему ответили: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения. Тогда Геннадий Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В. А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет.

-2m2f6P8B0w

Мучительным для него было постижение ремесла: грамм везения на Эльбрус труда. А работать приходилось так. Лежа на спине. Пальцы постоянно в полусогнутом состоянии. Он не мог пользоваться обыкновенным ластиком, а лишь карандашом с маленькой резинкой на конце. Карандаши покупали ему только мягкие, т. к. нажимать он не мог. Кисть Геннадий сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди. Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро.

4Vela0owFqg

Иногда после единственного мазка художник просил отставить картину. Геннадий едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно "вверх ногами". Геннадий научился видеть написанное в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: "Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой". И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: "Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег". 27 лет, прикованный к постели, Геннадий не знал ни дня отдыха.

7EuIvyQWF50

Испытание в начале пути - еще одна постоянно волнующая художника тема - "Один", "Чужое сердце", "Река времени", - в этих работах человек, столкнувшийся с несчастьем. Но даже "На краю бесконечности" - в работах инвалида Голобокова - торжествует жизнь! С 1958 года Геннадий начинает активно участвовать во Всесоюзных выставках самодеятельных художников, становиться Лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. Никто из жюри не знал о его болезни. "О себе писать не буду, т. к. художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастет". Он очень сердился, когда представляя его добавляли подробности его жизни, и особенно "прикован к постели".

c9QYo2yrqTE

Работы раннего (реалистического) периода в творчестве художника Голобокова - это своего рода художественная летопись родных мест и отражение "шагов истории самой". Вехи большой истории - в картинах "Война кончилась", "Первый трактор" и др. 50 - е годы изменили жизнь балаковцев и облик самого города. Это начало больших строек. Молодежный Балаково - город 5 Всесоюзных комсомольских строек; 3 крупнейших в Европе химических заводов; город, где построены комсомольцами Саратовская ГЭС и Балаковская атомная станция. Он пишет о трудовых буднях балаковцев ("Элегия", "Строители пришли", "Рождение моря", "На новую квартиру") и др. Но лишь в научно - фантастической тематике полностью раскрылись творческие возможности художника.

CUdgIHt87xY

Ограниченность в передвижении Голобоков - художник компенсировал динамизмом своих работ. Строгая графичность изображения, яркий локальный цвет, в который художник вкладывал символический смысл (зеленый цвет - символ жизни, голубой цвет неба и воды - нежность, красный - борьба) делают живопись Голобокова декоративной. Однако, за внешней декоративностью не теряется главное - человеческие устремления, выразительность композиции.

fCZTl8mATUk

В его работах нет фантастических пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Голобоков первым среди художников - фантастов пытается представить и раскрыть психологический облик человека будущего. Герои Голобокова - красивые, мужественные люди с ясной целью. Они черпают силы у Земли ("Улетающая на столетия", "И снова к звездам", "Четвертое измерение", "Шквал неизвестности"). Картина "По ту сторону двери" написала кистью мужественного художника и рассказывает о любви человека к жизни. Одинокий космонавт, попавший на безжизненную планету, собирает в себе все силы, чтобы выжить, победить и вновь вернуться на Землю, к тому, теперь для него миражу, что "по ту сторону двери". В этой работе не реализованное при жизни и подсознательно воплощенное преодоление ограничения в пространстве личности художника Голобокова.

ftYA62gYFzo

Картины Геннадия Голобокова экспонировались на выставках научно - фантастической живописи во многих городах нашей страны и за рубежом. Они привлекли внимание и космонавтов, с некоторыми из которых он был дружен - Л. Леонов, П. Беляев и др., у посетителей выставок в Праге, Будапеште, Братиславе, Улан - Баторе, на Мадагаскаре и Лаосе. Две работы находятся в центре авиации и космонавтики в Хьюстоне в Америке. И хотя не всегда все удавалось в смысле технических приемов живописи, но в его произведениях заложена глубокая мысль, зовущая зрителя на откровенный разговор о будущем.

FVnb5EqP3kc

M3DZIR9E4PU

MLvH5jaANZY

MVKaCBxFxCs

MynSGayMmoE

nuiG0Swv0tM

p9qQLvYYpyo

qOYqE0CFlv4

QpXFXWPbVIA

tOr0hiXvPPY

Vc5-l1ubQJE

wa3CGC2lC6E

x-PpuCFfX1s

Картины


Он умер внезапно с карандашом в руках 17 мая 1978 года. Но мы обязаны сохранить в памяти и главное произведение этого человека - сделанную им жизнь.

Текст - остюда: http://artmusbal.ru/index.php?name=Pages&pid=43
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 11 уже поумничали — Поумничать )
ohbellaciao
Jun. 4th, 2012 03:50 pm (UTC)
благодарю,Саид,что поделился,действительно потрясающе!
я тоже помню его работы откуда-то из детства)
annabaskakova
Jun. 4th, 2012 04:25 pm (UTC)
По-моему, он на обложках был... и я помню другие его работы.
temponavt
Jun. 4th, 2012 04:00 pm (UTC)
Если-бы он знал какой моральный облик будет у человека будущего, хех!))))
irinababushkina
Jun. 4th, 2012 04:23 pm (UTC)
действительно потрясающе. ...
ponchello
Jun. 4th, 2012 05:08 pm (UTC)
Спасибо за отличный культпросвет, в мемориз.
marta_freckle
Jun. 4th, 2012 06:15 pm (UTC)
Ого!!! Спасибо. Не знала. Вот это характер!
Хорошо помню в журнале "Юность" две его картины (из размещенных тут) - первую и ту, где пара наблюдает за первобытными людьми, рисующими мамонта.
maria_pytka
Jun. 4th, 2012 08:21 pm (UTC)
здорово
southern_sonata
Jun. 4th, 2012 08:45 pm (UTC)
О, из какого детства... Смотрела и верилось. И ему, и Ефремову, и иже с ними.
О судьбе не знала. Спасибо, Саид.
В комментах мелькало, что его именем астероид назван.
ssestrenka
Jun. 4th, 2012 09:11 pm (UTC)
Оч круто! Спасибо большое Х=)
veriochen
Jun. 5th, 2012 05:54 am (UTC)
Очень интересно, спасибо!
elena_n
Jun. 8th, 2012 12:45 am (UTC)
Спасибо..:)
( 11 уже поумничали — Поумничать )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

free counters

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow